Надо ли гражданам РФ, работающим за границей, сообщать о зарубежных банковских счетах в ФНС?
Мои соотечественники, живущие и работающие за пределами России, сегодня были изрядно взбудоражены новостями на Meduza о том, что им всем, якобы, необходимо срочно сообщить о своих зарубежных банковских счетах в российскую налоговую. Я провёл собственное исследование отечественной законодательной базы, и считаю, что ничего никуда сообщать не надо.
Если вы являетесь гражданином России, имеете вид на жительство в другой стране, живёте, работаете (и получаете зарплату) за границей больше года, имеете зарплатный счёт в местном банке в валюте государства пребывания, и обеспокоены упомянутой выше новостью, то мы с вами в одной лодке. Однако, ознакомившись с отечественным законодательством, я считаю, что нам ничего никуда сообщать не надо на законных основаниях. И вот почему.
Основным законодательным актом касательно данной ситуации является Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле” (далее по тексту - Закон). Согласно этому Закону так называемые валютные резиденты (в тексте закона - просто резиденты, мы будем называть их валютными резидентами, чтобы не путать их с понятием “резидента” в миграционном законодательстве) имеют ряд обязанностей перед налоговыми органами России. Согласно новости с Медузы, валютные резиденты должны до 1 июня 2016 года должны уведомить Федеральную налоговую службу (ФНС) об “открытии, закрытии и изменении реквизитов вашего банковского счета в иностранных банках”. Кроме того, валютные резиденты должны каждый год отчитываться о движении средств на зарубежных валютных счетах.
Однако, если вы узнали себя в описании в начале этой статьи, у меня для вас хорошие новости: вы не являетесь валютным резидентом. Понятие “нерезидента” описано в подпункте “а” пункта 7 части 1 статьи 1 Закона. Согласно нему, нерезидентами являются “физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами “а” и “б” пункта 6 настоящей части;”. То есть нерезидент - это тот, кто не является в явном виде резидентом.
Перечень резидентов упомянут в пункте 6 части 1 статьи 1 Закона. В пункте 6 нам интересен подпункт “а”, согласно которому резидентами считаются “физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в иностранном государстве не менее одного года, в том числе имеющих выданный уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство, либо временно пребывающих в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее одного года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее одного года;” (выделение жирным - моё).
Иными словами, если вы постоянно проживаете в иностранном государстве и имеете вид на жительство или рабочую визу, то вы не резидент. А раз вы не резидент, ничего сообщать не надо.
Однако, возникает вопрос, что имеется в виду под постоянным проживанием?
Проблема в том, что отечественное законодательство не даёт точного определения этого понятия. Как хорошо написано вот здесь, “в нашем законодательстве пока нет определения понятия «лицо, постоянно проживающие за пределами России для целей иммиграционного законодательства»”. Есть выступление одного из чиновников ФМС в Фэйсбуке, которое упомянают по указанной ссылке, но я бы не стал считать выступления в Фэйсбуке нормативным документом.
Упомянутые на сайте Медузы разъяснения Росфиннадзора и Федеральной налоговой службы относительно “постоянного проживания” не корректны и законодательной силы не имеют. Однако, давайте их разберём подробнее.
В первом случае заместитель руководителя Росфиннадзора Наталья Плотникова на вопрос “То есть, если гражданин РФ, постоянно проживающий за рубежом, вернется на родину - хотя бы на один день - он вернет статус валютного резидента. И только спустя год перестанет подчиняться требованиям российского законодательства?” утверждает, что “Спустя год. И я подчеркну - непрерывность пребывания обусловлена прямой нормой закона. При возвращении на родину нерезидент, имеющий гражданство РФ, возвращает статус резидента.”
Однако в тексте закона нет ни слова про непрерывность. Там говориться про постоянное проживание, а не про непрерывность. Это несколько разные вещи. К тому же, опять же, что имеется в виду под “возвращением на родину”? Возвращение насовсем или возвращение на день, чтобы проведать пожилую маму-пенсионерку?
В письме ФНС тоже говорится о непрерывности, а не о постоянном проживании. При этом в письме прямо указано, что “Настоящее письмо не является нормативным правовым актом, не влечет изменений правового регулирования валютных отношений, не содержит норм, влекущих юридические последствия для неопределенного круга лиц, носит информационный характер и не препятствует резидентам (нерезидентам) руководствоваться нормами валютного законодательства Российской Федерации в понимании, отличающемся от положений настоящего письма.”
Поэтому ни заявление руководителя Росфиннадзора, ни письмо ФНС не являются надёжными нормативными источниками для объяснения понятия постоянного проживания.
Поиск в Интернете показал, что брешь в законодательстве относительно постоянного проживания беспокоит многих, но однозначного определения того, что под этим понимается, повторюсь, нет.
Я, к примеру, склонен считать, что я постоянно проживаю в Швеции: я живу тут почти 2 года, работаю в шведской компании, получаю зарплату в шведских кронах на счёт в шведском банке, плачу налоги шведской налоговой службе, возвращаться в Россию насовсем я не собираюсь. Я постоянный резидент Швеции и не являюсь постоянным резидентом России в любом понимании слова “резидент”. Пока в каком-либо нормативном акте не появится строка, прямо противоречащая этому подходу, я считаю, что я трактую Закон корректно.
При этом, согласно п.6 статьи 4 Закона “Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства Российской Федерации, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов.”
Таким образом, считаю, я имею полное право на законной основе считать себя постоянно проживающим за пределами России.
Если к вам возникают вопросы со стороны налоговой, рекомендую смело спрашивать их, где конкретно указано, что понимается под понятием постоянное проживание? В каком законе или другом нормативно-правовом акте есть чёткое описание этого понятия? Письма и заявления отдельных чиновников, напомню, не принимаются за такие нормативно-правовые акты и юридической силы не имеют.
Мне кажется любому здравомыслящему человеку очевидно, что, если гражданин России работает за границей 12 месяцев в году, не является налоговым резидентом, то он не должен является и валютным резидентом.
Таким образом, считаю, что раз в законодательстве России нет чёткого определения понятия постоянного проживания, мы с вами ничего никуда не должны сообщать. Тем более, что норма эта явно изобретена не для простых специалистов, работающих за рубежом, а для отлова миллионеров, скрывающих свои доходы от отечественной налоговой.
Прошу иметь в виду, что приведённая в этой заметке информация является лишь моим частным мнением, и не должна использоваться в качестве руководства к действию. Принимать решение о том, сообщать о своих валютных счетах в зарубежных банках или нет, необходимо исключительно вам и самостоятельно. Я не несу никакой ответственности за то, что вам скажут в вашей налоговой, а также за то, как отечественные чиновники, с которыми вы будете иметь дело, будут трактовать нечёткие законы.