Как, возможно, заметили некоторые читатели моего блога, мне нравится играть в Hearthstone. На мой взгляд, эта игра объединяет в себе лучшие качества настольных и компьютерных игр: она карточная, карты можно коллекционировать, играть можно практически из любого места (где есть Интернет), набор карт не занимает места на полке и т.д. Blizzard удалось сделать коллекционную карточную игру интересной, забавной и стратегической. Именно про стратегическую часть мы и поговорим в этой заметке.

Hearthstone

Эта заметка является вольным переводом статьи на Icy Veins про то, как собрать собственную колоду в Hearthstone. Если Вы владеете английским, рекомендую ознакомиться с оригиналом. Тем не менее, в этой заметке я буду добавлять кое-что и от себя, поскольку с момента написания оригинальной англоязычной статьи прошло больше полутора лет.

В этой заметке мы рассмотрим процесс построения конкурентоспособной колоды в Hearthstone. Всё написанное здесь применимо к Constructed колодам и не должно рассматриваться, как руководство к действию в других режимах игры: в Tavern Brawl и на Арене.

Качество и сила колоды, которую Вы собираете, зависит от того, насколько много карт есть в Вашей коллекции: чем больше коллекция карт, тем лучше может получиться колода. Однако, не надо огорчаться, если у Вас совсем небольшая коллекция карт. Даже с небольшой коллекцией можно построить хорошую, жизнеспособную и прикольную колоду. Кроме того, для решения именно этой проблемы (неравенства наборов карт у старых и новых игроков), Blizzard вводят Стандартный (Standart) и Дикий (Wild) форматы игры: играть в Стандартном формате можно только картами Классического набора, а также картами, вышедшими в 2 последних календарных года, что ставит старых и новых игроков примерно в равные условия относительно доступного набора карт.

Как мы увидим далее, процесс построения колоды является непростым, и новому игроку, скорее всего, потребуется время на то, чтобы получить достаточно опыта игры для построения хорошей колоды. Тем не менее, построение колоды является увлекательным занятием и позволяет игроку лучше понять игру.

Зачем собирать свои колоды?

Учитывая значительное количество колод, опубликованных на разных Интернет-сайтах, читатель может задаться вопросом, зачем вообще собирать свои колоды, если можно просто скопировать чужую, которая, вероятно, будет хорошо работать на практике.

Существует несколько важных преимуществ построения собственных колод по сравнению со (слепым) копированием чужих колод из Интернета.

  • Если Вы собрали колоду сами, Вам будет комфортно ею играть. Вы будете лучше понимать, как работает колода, что самым положительным образом скажется на результативности игры. Кроме того, Вам будет проще вносить изменения в колоду без ущерба её эффективности.
  • Круто выигрывать игры собственной колодой. Выигрывать вообще круто, а выигрывать с собственной колодой - круто вдвойне.
  • Построение собственной колоды даёт Вам преимущество, когда Вы пытаетесь получить высокий ранг в Рейтинге. Во-первых, Вам не придётся ждать, пока кто-нибудь опубликует свою хорошую колоду в Интернете, во-вторых, Вам будет проще быстро собрать колоду, которая Вам подходит в зависимости от текущих обстоятельств (позиция в Рейтинге, квесты, текущее состояние Мета-игры после выхода новых наборов карт и т.д.)
  • Построение собственной колоды позволяет учесть Ваш подход и Ваши предпочтения к стилю игры. У каждого игрока есть своей стиль игры: кому-то нравятся “быстрые” колоды, кому-то - более “медленные”, позволяющие контролировать доску, и т.д. Некоторым игрокам нравится атаковать существ соперника, другие предпочитают атаковать непосредственно самого оппонента, чтобы оказывать на него дополнительное давление. При построении собственной колоды Вы можете учесть все эти особенности и получать удовольствие от игры, вместо того, чтобы пытаться играть другой колодой, которая может быть не такой интересной конкретно для Вас.

И, наконец, построение собственной колоды позволит Вам лучше понимать, как карты работают и взаимодействуют между собой. А это, в свою очередь, в долгосрочной перспективе позволит Вам лучше играть и в Constructed-формате и на Арене.

Представьте свою идеальную победу

Перед тем, как начать добавлять карты в свою колоду, представьте себе, как выглядит победа Вашей новой колодой, за счёт чего колода будет побеждать. В общем случае, условиями для победы могут выступать:

  • Контроль доски и атака оппонента “в лицо” до тех пор, пока Вы не победите.
  • Использование комбинации карт для неожиданного нанесения значительного урона оппоненту или создания условий, при которых оппонент никак не может избежать поражения.
  • Ошеломление противника большим количеством (маленьких) существ при полном игнорировании вражеских существ, уничтожение противника до того, как он сможет эффективно противодействовать такой угрозе.

Контроль доски не предполагает чёткого понимания того, какие карты необходимо использовать на данном этапе построения колоды. В остальных случаях колода, скорее всего, будет строиться вокруг нескольких очень специфических и нужных карт.

Как только у Вас появилась идея построения колоды, попытайтесь представить, как она будет работать на практике. В идеальном случае, у Вас должно быть несколько надёжных способов победить вашего оппонента при помощи этой колоды.

После того, как вы проделали эту мыслительную работу, можно приступать к непосредственному построению колоды.

Решаем, какие карты включить в колоду (а какие - исключить из неё)

На этом этапе мы будем непосредственно собирать колоду. Именно здесь Вам придётся принять множество интересных и трудных решений.

Процесс построения колоды весьма неочевиден, большинство новичков сразу бросаются добавлять все “отличные” карты в свои колоды. Что является большой ошибкой, поскольку в Hearthstone лимит на 30 карт является очень жёстким. Даже с ограниченным набором карт, скорее всего, у Вас будет гораздо больше “отличных” карт, чем достаточно для построения колоды. Мы помещаем “отличные” в кавычки потому, что новичкам, зачастую, очень сложно правильно оценить полезность той или иной карты, посредственные карты могут казаться новичкам отличными, а отличные - посредственными.

Именно по этой причине Вам необходимо тщательно взвесить назначение Вашей колоды. Удачное использование некоторых карт в прошлом, а также хорошее соотношение цена-качество некоторых карт не должны автоматически включать эти карты в Вашу колоду.

Кривая маны Вашей колоды

Чуть дальше мы рассмотрим конкретные шаги для построения колоды. Тем не менее, одну вещь мы должны держать в голове на протяжении всего процесса построения колоды - кривая маны колоды (mana curve).

Кривая маны колоды - это распределение карт в колоде по их цене. Это очень важная характеристика колоды потому, что данное распределение позволяет оценить насколько вероятно получить подходящую по стоимости карту в руку при взятии новой карты.

Например, если Вы включите только карты со стоимостью 6 и 7 единиц маны, у Вас при любом раскладе не окажется карт, которые Вы могли бы сыграть в первые 5 ходов игры, чего, обычно, более чем достаточно, чтобы эту игру проиграть вне зависимости от того, насколько крутые карты за 6 и 7 единиц маны Вы добавите в колоду.

Даже если Вы включите несколько дешёвых карт в эту колоду, этого всё равно будет не достаточно. Вам необходимо включить в колоду достаточное количество карт для каждого этапа игры, чтобы быть уверенным в том, что в любой момент времени в Вашей руке будут подходящие карты.

Невозможно сформулировать конкретные рекомендации относительно кривой маны, поскольку на неё влияют сразу несколько факторов, в том числе, класс, направленность колоды (аггро, контроль и т.д.), доступные для Вас карты. Тем не менее, основная идея заключается в том, что кривая маны должна выглядеть таким образом, чтобы у Вас были карты для всех стадий игры (ранней, средней и поздней игры).

Необходимо постоянно держать в уме кривую маны. Если Вы решаете, какое существо включить в колоду - за 3 или 4 единицы маны, кривая маны, в числе прочих факторов, должна помочь Вам принять решение.

Шаг 1. Добавляем основные карты

Начать составление колоды следует с очень консервативного определения карт, которые составят ядро Вашей колоды (карт, которые обязаны быть в колоде для того, чтобы колода работала).

Например, если Вы хотите создать колоду Разбойника, которая предполагает неожиданное нанесение значительного урона с использованием комбинации карт Leeroy Jenkins, Cold Blood, и/или Shadowstep, то эти карты просто обязаны быть в Вашей колоде, и начать следует именно с них.

Некоторые колоды будут иметь больше основных карт, чем другие, но, если Ваша колода не предполагает использования большого количества комбо, основных карт, скорее всего, будет не более 10.

Шаг 2. Добавляем классовые карты

На этом этапе мы включаем в колоду подходящие по стилю игры классовые карты. Остановимся на этом поподробнее, потому что именно на этом этапе большинство неопытных игроков делает ошибки.

Каждый класс имеет 25 классовых карт. При этом не существует колод, которые извлекали бы большую пользу от использования только классовых карт. Это объясняется сразу двумя обстоятельствами:

  • Некоторые классовые карты вообще недостаточно хороши для того, чтобы их использовать в какой-либо колоде.
  • Не все классовые карты подходят для всех типов колод. Некоторые карты отличны для контрольной колоды, в то время как другие могут больше подходить колоде, наносящей неожиданный значительный урон противнику и т.д. Включение всех возможных классовых карт размоет направленность колоды.

На практике большинство высококлассных колод использует менее 10 классовых карт (а некоторые - меньше 5). Идея заключается в том, что Вы должны беспощадно исключать классовые карты, которые не являются супер-круто подходящими Вашей колоде. Не надо добавлять классовые карты только потому, что они существуют и есть у Вас в коллекции.

Большинство классовых карт, которые надо добавлять на этом шаге, - это карты, играемые в ответ на действия противника. Они должны быть в колоде для того, чтобы бороться с теми или иными угрозами, которые создаёт противник, а также для создания преимущества для Ваших основных карт, добавленных на предыдущем шаге.

Для Разбойника такими картами будут Backstab, Eviscerate, Betrayal и Assassinate.

Также на этом шаге Вы можете добавить и другие классовые карты, если Вы уверены, что они хорошо впишутся в Вашу колоду из-за их отличных игровых характеристик. Для Разбойника такими картами могут быть SI:7 Agent или Deadly Poison.

При этом не забывайте, что Вам предстоит ещё один или два шага, поэтому Вам нужно оставить место в колоде для карт, которые Вы выберете на следующих шагах. Если в Вашей колоде уже больше 20 карт, скорее всего, Вы включили в неё карты, которых там быть не должно.

Шаг 3. Добавляем нейтральных существ

Теперь Вам необходимо добавить в колоду самых подходящих нейтральных существ из числа тех, что у есть в Вашей коллекции карт. Каких существ - зависит от направленности колоды и Вашей коллекции карт, мы приведём лишь несколько примеров карт, которые Вы, возможно, захотели бы добавить в колоду на этом шаге.

  • Если Вы строите агрессивную колоду, Вы, возможно, захотите добавить в неё такие карты как Abusive Sergeant или Argent Squire (хотя в этом случае, возможно, Вы уже добавили эти карты на первом шаге).
  • Если Вы хотите чаще брать карты из колоды, Вас заинтересуют Loot Hoarder, Nat Pagle, и/или Azure Drake.
  • Если Вы строите контрольную колоду с упором на позднюю игру, Вам буду интересны такие мощные существа, как Ysera или Ragnaros the Firelord (опять же, если эти существа не были добавлены Вами на первом шаге).
  • Вам, вероятно, также захочется включить в колоду и такие отличные универсальные карты, как Harvest Golem, Sylvanas Windrunner, Defender of Argus и т.д.

Если Вы смогли заполнить колоду картами на этом шаге (опять же, безжалостно отсеивая все карты, которые не подходят для данной колоды), то это отлично, первая версия Вашей колоды готова. Если нет, переходим к последнему шагу.

Шаг 4. Последние кусочки мозаики

Если в Вашей колоде после предыдущих этапов набралось 26-28 карт, Вам необходимо дополнить её картами, которые ранее Вам пришлось отсеять. Вполне возможно, что вы отсеяли некоторые хорошие карты, которые не совсем подходили Вашей колоде. Настал момент вернуться назад и переоценить некоторые из отсеянных карт.

Другим вариантом будет добавить в колоду несколько карт для того, чтобы эффективно отвечать на игру противника, например, для уничтожения его больших существ можно использовать Big Game Hunter, The Black Knight, и т.д.

Настройка колоды

Ваша новая колода готова, но работа ещё далека от завершения. Построение жизнеспособной и конкурентной колоды является итерационным процессом.

При игре своей новой колодой, Вам необходимо постоянно искать способы её улучшить. В некоторых случаях может оказаться, что сама идея, лежащая в основе колоды, была неверна (например, комбо, которое Вы хотели использовать для победы по тем или иным причинам не позволяет Вам выигрывать). Гораздо чаще Вы будете замечать, что некоторые существа или заклинания, которые Вы добавили в колоду, на самом деле, не так хороши на практике.

Чем больше Вы будете играть, тем чаще Вы будете замечать, что некоторые карты в Вашей руке Вы не используете вообще. Вам необходимо будет убрать эти карты из колоды, равно как и другие карты, которые оказались не эффективными, и заметить их картами, которые будут более адекватны действиям Ваших противников.

Однако несмотря на то, что Вам необходимо вносить изменения в свою колоду, не стоит вносить эти изменения слишком поспешно. Каждая новая карта должна быть сыграна хотя бы в нескольких играх, для того, чтобы можно было адекватно оценить полезность данной карты.

Заключение

Не стоит особо переживать, если Вы часто проигрываете своей колодой. Некоторые колоды просто не работают, некоторые не работают в текущей мета-игре.

Если Вам удастся собирать колоды, которыми Вам будет интересно играть, которые будут заставлять Вас думать о том, как работают карты в Hearthstone, Ваши навыки игры будут развиваться. По мере роста Вашего опыта игры, Вы станете замечать, что и Ваши колоды становятся всё лучше и лучше.

Как мы отметили в начале заметки, чтобы научиться строить хорошие колоды в Hearthstone, нужно много времени. Поэтому не огорчайтесь, если прямо сейчас у вас что-то не получается!

Если у Вас есть интересная колода, которой Вы хотите поделиться/похваститься/обсудить со мной, напишите мне на hello[at]maxmikheev[dot]org или приходите к нам с Домнином в нашу группу в ВК. :)